КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Перед началом занятия выполняем упражнение (см. занятие первое).
На втором занятии мы выполним
конструктивный рисунок с натуры двух простых предметов.
"С натуры" - это значит что эти предметы должны реально стоять перед нами. Рекомендуемое расстояние до предметов 2 - 3 метра.
Что мы будем называть конструктивным рисунком? Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка.
Прежде чем приступить к выполнению рисунка, надо заметить что рисунок является проекцией объемного педмета на плоскость, причем проекция является центральной, т.е., все лучи проекции проходят через одну точку, которая в нашем случае находится в нашем глазу. Поэтому очень важно чтобы точка зрения оставалась на одном месте во все время рисунка. Надо постоянно проверять положение точки зрения.
Все промеры будут проводиться в пропорциях.
Первый этап рисунка - определение габаритов постановки (того что поставлено для срисовывания).
Габариты - это расстояния между крайними точками по вертикали и горизонтали.
Первый размер на нашем рисунке мы берем произвольно. Пусть это будет ширина постановки. Этот размер мы отмечаем по краям двумя длинными вертикальными линиями. Все линии в рисунке делаются с большим запасом, способ их выполнения тот же что и в упражнении.
Имейте в виду, что линейный размер предметов в рисунке не должен превышать их размер в натуре, а расстояние до краев листа должно быть соразмерно величине предметов в рисунке.
Далее нам надо выяснить сколько раз ширина постановки в натуре уложится в ее высоте, т.е., пропорции габаритных размеров.
Для этого нам надо применить методику визирования.
Визирование. Это делается так: берем произвольный измеритель (чаще всего это карандаш или древко кисти) таким образом чтобы он был свободным концом визуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этого предмета отмечаем большим пальцем.
При этом обязательно надо соблюдать два условия:
1. Расстояние от глаза до измерителя должно быть всегда одинаково.
Для этого измеритель держат всегда на вытянутой руке.
2. Измеритель должен быть всегда перпендикулярен лучу зрения.
Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.
Итак, совмещаем концы измерителя с горизонтальными габаритами постановки. Полученный размер укладываем в вертикальном габаритном размере постановки (всегда меньшее укладываем в большем). Сначала один раз от крайней нижней точки вверх, затем, мысленно отметив уровень верхнего конца измерителя, вверх от этого уровня.

В нашем случае измеритель уложится немного больше чем один раз с половиной. Это и есть наша пропорция: примерно 1/1,5. Теперь на рисунке уже отмеченную ранее ширину укладываем в высоте чуть больше чем 1,5 раза. Таким образом мы получаем габариты постановки.
Надо обратить особое внимание, что с натуры мы берем не линейный размер, а именно пропорцию. Линейные размеры в рисунке и в постановке совпадать не будут и не должны. Схематически это выглядит так:
Т.е., размеры разные, но ширина относится к высоте как 4/7 и в натуре и в рисунке.
Все оставшиеся размеры строим в пропорции к уже имеющимся.
Определяем габариты для предметов.
Выясним в натуре как относится ширина бутылки к ширине всей постановки. Эта пропорция составит 1/2. Горизонтальный габарит на нашем рисунке делим пополам и отмечаем ширину бутылки вертикальной линией. Теперь в натуре выясним, сколько раз ширина бутылки уложится в ее высоте. Получается чуть меньше 1/3. Т.к. верхний габарит был взят по верхней точке горлышка бутылки, от верхнего габарита на рисунке откладываем вниз чуть меньше чем три ширины бутылки.
Аналогичным образом строим габариты для луковицы.
Продолжим рисунок бутылки. Бутылка - тело вращения и, как следствие, она симметрична оси вращения. Рисуем ось симметрии, она же ось вращения.
Теперь выясним положение самых характерных точек. В нашем случае это места перехода цилиндрической поверхности в сферическую, т.к. конструкция бутылки это два цилиндра, большой и маленький, соединенные полусферой.
Находим через пропорции симметричные точки, в которых цилиндр тела бутылки переходит в сферическую поверхность.
Отмечаем эти точки горизонтальной линией. Выясняем ширину горлышка откладываем этот размер по половинкам от оси симметрии вверху. Отмечаем ширину горлышка двумя вертикальными линиями. Находим уровень, на котором горлышко переходит в "плечи" бутылки и отмечаем его горизонтальной линией.
Короткие линии мы будем делать так: держим карандаш как при письме, но опираемся прямым мизинцем на плоскость мольберта, что позволяет карандашу двигаться свободно в любом направлении.
Неправильные кривые."Плечи" бутылки мы рисуем не дугами, как этого можно было ожидать, а ломаными линиями. Делается это по той причине, что для выполнения неправилиной кривой линии по координатам нам необходимо бесконечное количество точек. Выражая эту же линию через ряд прямых отрезков мы не только сокращаем количество координат, но и более ярко выражаем характер исходной кривой линии.
Практически кривая выражается через прямые так: мы совмещаем прямую с частью кривой и, там где кривая начинает очевидно уходить в сторону, меняем направление и делаем следующую прямую.
Здесь нам необходимо освоить еще одну методику визирования.
Визирование по направлениям для выяснения угла наклона линий. Это делается так: визуально совмещаем измеритель, держа его на вытянутой руке, с измеряемой линией в натуре.
Затем,не сгибая руку в локте и не вращая вокруг ее оси, переносим измеритель и совмещаем его с плоскостью рисунка.
От найденых ранее четырех точек перехода построим по направлениям четыре отрезка.
Там где получились явные углы, сгладим их, проведя еще две прямых.
Эллипсы донышка и горлышка. Правильные окружности и эллипсы мы будем рисовать как в упражнении - непрерывным круговым движением.
Но сначала надо определить пропорции эллипсов. Это легче сделать в большом эллипсе донышка, укладывая его малую полуось в ширине бутылки. После этого отмечаем в рисунке габариты эллипсов и отмечаем в них большие оси (малые оси эллипсов в правильном цилиндре совпадают с осью вращения), затем вписываем эллипсы в габариты.
Эллипсы цилиндра, стоящего на горизонтальной плоскости, вырождаются в прямую на уровне горизонта (это соответствует уровню глаз) и все более разворачиваются, стремясь стать окружностью, по мере удаления от уровня горизонта.
Поэтому эллипс горлышка будет развернут несколько меньше чем эллипс донышка.
Теперь рисуем луковицу. Т.к. она предмет неправильной формы, мы рисуем ее ломаными линиями.
Сначала находим на габаритных линиях по пропорциям четыре крайние точки. Далее от найденых точек по направлениям строим восемь прямых. Остальное дорисовываем "на глазок".
На этом заканчиваем наш рисунок. При самостоятельной работе выбор предметов за Вами, но один предмет должен быть телом вращения, а другой - неправильной формы.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК __1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _10
ОГЛАВЛЕНИЕ __ВОПРОСЫ __ССЫЛКИ __КОНТАКТЫ __НАЧАЛО