ТОНОВОЙ РИСУНОК 1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

На шестом занятии мы выполним
длительный тоновой рисунок штрихом простых геометрических тел - шара и куба. Длительный это значит от восьми часов и далее. В данном случае - от восьми до шестнадцати часов.
Для длительных рисунков бумага должна быть плотной, хорошего качества.
Геометрические тела обычно используются гипсовые потому что на белом предмете легче разобрать градации светотени.
Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной краской.

Все что мы делали до сих пор было лишь приближением к полноценному тоновому рисунку штрихом. На этот раз мы такой рисунок выполним в полном объеме и подробно разберем все что относится к культуре работы штрихом.
Определим, какие приемы штриховки мы будем использовать и какие условия будем при этом соблюдать.

  • Расстояние между штрихами во всем рисунке должно быть одинаково.
  • Сила тона штриха зависит от силы нажима карандаша - чем сильнее нажим, тем темнее штрих.
  • Каждый штих с ничего начинается и сходит на нет - это обеспечивает равномерность тона там где области штриховки накладываются друг на друга. Исключение может быть там где надо резко обозначить границу - штрих делается поперек границы, идет жестко начинаясь от этой границы и сходит на нет.
  • Штрихи делаются не длинными, рука опирается на мизинец, удержание карандаша как при письме. На мизинец можно надеть швейный наперсток чтобы не пачкать рисунок.
  • При повторных прокладках штриха направление штриховки меняется. Это делается для того чтобы промежутки между штрихами не забивались. Между штрихами даже в самом темном месте должна светиться бумага - это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность.
  • Кроме штриховки вдоль края формы, как при работе штриховыми полями, мы будем использовать штрих по форме, придавая ему направление подобно тому как мы это делали на пятом занятии. Также возможно и произвольное направление штрихов. Наряду с прямым возможно применять дуговой штрих.
  • Карандаш должен быть остро отточен - за этим надо все время следить - иначе рисунок будет выглядеть замусоленным. Категорически не допускается размазывание грифеля по рисунку.

    Приступим к выполнению рисунка. Сначала установим дополнительный источник освещения для подсветки натуры.
    Бумага (60х45) должна быть плотной, хорошего качества. Карандаш в основном используется средней мягкости. Там где нужен очень темный тон можно использовать более мягкий карандаш, для тонкой нюансировки в светлых местах - более твердый.
    Делаем линейный рисунок постановки. Затем делаем первую штриховую прокладку.

  • Первая прокладка делается по всем темным местам равномерным средней силы тоном "с запасом" - с выходом штриховки за контуры пятен. В первой прокладке окончания штрихов могут быть жесткими и даже иметь "петельки" - эти окончания затем убираются ластиком. Первая прокладка делит рисунок на свет и тень. Закончив ее, убираем ластиком все что выходит за границы рисунка.
  • Вторую прокладку делаем по падающим теням, значительно усиливая их - падающие тени самые сильные. Вторая прокладка делит рисунок на свет, собственную тень и падающую тень.
  • Третью прокладку делаем по переломам светотени - самой темной градации среди собственных теней. Эта градация называлась "тень" - см. первое занятие.
  • Четвертая прокладка делается по всей собственной тени, исключая рефлексы, то есть по теням и полутеням.
  • Далее идет работа над нюансировкой, уточнением тоновых отношений. Каждый этап работы делается во всем рисунке и только потом можно приступить к следующему - нельзя доводить до готовности один кусок, а потом - другой. Время от времени надо отходить от рисунка и глядеть на него издали, прищурившись.
    На переднем плане контраст резче, на дальнем - мягче (см. занятие 2). Задний план надо делать менее контрастным чем он видится в натуре - таким образом мы дадим глубину изображению.
    Также надо следить за тем чтобы падающие тени не становились самостоятельными предметами - их надо делать мягче и однородней чем в натуре. Не гонитесь за нюансами тона в падающих тенях - они дадут неуместную дробность. Чтобы увидеть падающие тени как единую массу, надо убрать весь свет, кроме подсветки.
    Круглые предметы на свету надо делать к краю темнее, а в тени - светлее. Обратите внимание на разницу градаций собственных теней на шаре и кубе: на шаре присутствуют все градации. Их последовательность: блик, свет, полутень, тень, полутень, рефлекс (см. занятие 1).
    На кубе нет плавных переходов. Там мы видим три грани - освещенную, освещенную вскользь и теневую. Однако, эти грани нельзя заштриховать однородным тоном. Освещенная грань и грань освещенная вскользь будут несколько темнее по мере удаления. В теневой грани по мере удаления тон светлее, в ней градации тона несколько сложнее чем на освещенных гранях за счет рефлексов.
    В завершение проводится работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность. То есть, мы мы идем от больших отношений ко все более мелким, но затем снова возвращаемся к большим отношениям.


    ТОНОВОЙ РИСУНОК __1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9
    ОГЛАВЛЕНИЕ __ВОПРОСЫ __ССЫЛКИ __КОНТАКТЫ __НАЧАЛО